Комментарий Временного поверенного в делах Украины в Республике Казахстан Юрия Лазебника в связи со второй годовщиной оккупации Автономной Республики Крым.
20 февраля – вторая годовщина оккупации АР Крым. В этот день
началось вторжение на Крымский полуостров российских войск,
переброшенных из России, а также находившихся на базах ЧФ РФ. В ночь на
27 февраля ими были захвачены здания парламента и правительства АРК.
Под контролем российских спецназовцев депутаты Верховного Совета
Крыма приняли решение о проведении референдума о статусе Крыма,
который прошёл 16 марта 2014 года. По итогам этого так наз. «акта» Россия
включила Крым в свой состав.
Объясняя свои действия, Кремль приводит такие аргументы:
- волеизъявление жителей Крыма, которые практически единогласно
высказались за вхождение в состав РФ. В этой ситуации Россия не могла
игнорировать такое решение, «судьбы людей важнее границ»;
- незаконный захват власти в Киеве и угрозы русскоязычным жителям
Крыма со стороны «украинских националистов»;
- Крым является исконно русской землёй;
- присоединение Крыма было осуществлено в соответствии с
косовским прецедентом.
Данные аргументы можно оценить как смесь лжи с циничным
отношением к международному праву.
В ответ привожу такие контраргументы:
1. «Референдум» прошёл в условиях оккупации АР Крым российскими
войсками и при полном отсутствии легитимных международных
наблюдателей. Даже российская сторона признавала, что на момент
проведения «референдума» Крым находился в составе Украины. В
соответствии же со ст. 72-73 Конституции Украины вопрос об изменении
территории государства решается исключительно на всеукраинском
референдуме, который созывается по инициативе не менее трёх миллионов
граждан страны.
Оккупация Крыма категорически не признана ведущими
международными организациями и 100 странами-членами ООН (при 11
против) – как деяние, противоречащее принципам и нормам международного
права, в частности Хельсинскому Акту 1975 года, который закрепил
нерушимость границ в Европе.
В своей резолюции от 4 февраля 2016 года Европейский парламент:
- напомнил о своём строгом осуждении незаконной аннексии Крыма
Россией и о стремлении ЕС, его государств-членов и международного
сообщества полностью следовать политике непризнания незаконной
аннексии Крыма;
- подчеркнул, что восстановление Украиной контроля над Крымом
является одним из необходимых условий для восстановления партнерских
отношений с Российской Федерацией, включая приостановку
соответствующих санкций.
Оккупация Крыма нарушила и базовый принцип создания СНГ –
признание бывших административных границ советских республик в
качестве государственных границ. К сожалению, ни одна из стран-членов
Содружества не выступила в защиту этого принципа, поэтому это
преступление ознаменовало крушение идеи интеграции на так наз.
постсоветском пространстве.
В XXI веке государства получали независимость на основании
результатов референдума (Восточный Тимор, Черногория, Южный Судан).
При этом референдумы готовились на протяжении многих лет, их подготовке
предшествовали сложные переговоры, а условная метрополия заранее
соглашалась признать итоги голосования.
2. Оправдывая оккупацию Крыма, Кремль настаивает на применении
принципа права на самоопределения народа. Это – манипуляция, подмена
понятий «народ» и «население. В АР Крым нет никакого «крымского»
народа. На полуострове проживают представители 19 различных
национальностей. И только один-единственный этнос имеет право на
самоопределение – крымские татары как коренной народ. Это право им
предоставлено Декларацией ООН о правах коренных народов от 2007 года –
исключительно такие народы обладают правом самоопределяться. И
крымские татары реализовали это право в статусе жителей Автономной
Республики Крым – единственного подобного образования в составе
унитарной Украины. Что касается этнических русских, проживающих в
Крыму, то они являются диаспорой российского народа, который имеет свою
собственную этническую родину – РФ.
Все мы помним, как Кремль отреагировал на желание чеченцев -
коренного народа на своей земле выйти из состава РФ – наведением
конституционного порядка путём ковровых бомбардировок. А сразу же
после оккупации Крыма в России было значительно ужесточены
законодательные нормы в сфере борьбы с любыми проявлениями
сепаратизма.
И показательно, что вот уже два года оккупационная власть
терроризирует именно коренной народ Крыма – крымских татар,
осуществляя политику этнических чисток.
3. Результаты «референдума» полностью сфабрикованы. Так, по
данным его организаторов, при явке 81,4% на территории АР Крым и 89,5% в
Севастополе, 96,77% по АР Крым и 95,6% жителей Севастополя
проголосовали за присоединение к РФ. Такие данные полностью опровергает
информация, которая на короткий период появилась на сайте Совета при
Президенте РФ по вопросам развития гражданского общества и правам
человека, согласно которой в «референдуме» принимали участие не более
30% населения, из которых около 50% высказались за присоединение к
Российской Федерации. По подсчетам Меджлиса крымско-татарского
народа, который бойкотировал этот «референдум», в голосовании приняли
участие 30-40% жителей Крыма. О большей достоверности именно таких
цифр свидетельствуют соцопросы, которые проводились в своё время в
Крыму. Так, по опросам, проведенным компанией International Republican
Institute в ноябре 2011 года и мае 2013 года, за присоединение полуострова в
состав России выступало 23-33% жителей Крыма, 49 - 53% выступали за
сохранение статуса автономии в составе Украины. По данным соцопроса,
проведенного с 8 до 18 февраля 2014 года Киевским международным
институтом социологии, 41% жителей Крыма хотел вхождения автономии в
состав России (в 2013 году - 35,9%).
4. Никакого антиконституционного переворота в Украине не было.
Практически на следующий день после достижения договорённости (при
участии международных посредников, в том числе России) о проведении в
конце 2014 года внеочередных президентских выборов, В.Янукович исчез из
страны – как оказалось, по указанию В.Путина был тайно вывезен
российскими спецслужбами на территорию РФ. Этот поступок был
квалифицирован Конституционным Судом Украины как «самоустранение
Президента от выполнения своих обязанностей». В соответствии со ст.112
Конституции Украины, выполнение обязанностей Главы государства было
возложено на председателя Парламента, который назначил внеочередные
выборы Президента Украины. Что касается «угрозы жизни» русскоязычным
крымчанам, то это утверждение Кремля неоднократно опровергалась как
авторитетными мировыми лидерами, так и международными организациями
– подобные заявления квалифицировались как виртуальный продукт
российской пропаганды.
5. В ответ на утверждение об «исконно русском» Крыме следует
напомнить, что Крым был аннексирован Российской империей в 1783 году.
То есть за время истории существования любых российских государственных
образований территория Крымского полуострова находилась в их составе
лишь 171 год (с 1783 г. по 1954 г.). Непосредственно в составе РСФСР (во
времена СССР) Крымский полуостров находился только 33 года (с 1921 по
1954 г.). По состоянию на 2016 год крымская земля является частью Украины
в течение 62 лет.
Если, по утверждению Кремля, определение «исконно русская
территория» зависит от факта её пребывания в течение определенного
периода времени в составе Российской империи, то сегодня под него, кроме
части Украины, подпадают земли нынешних Польши, Финляндии, США,
государств Кавказа и Центральной Азии – абсурдная логика, достойная
варварского периода в истории человечества.
6. Оправдание оккупации Крыма косовским прецедентом –
кульминационный момент лживости кремлёвской пропаганды.
Кратко напомню, что предшествовало отделению Косово от Сербии и
международному признанию его независимости: этнические чистки,
устроенные правительством С.Милошевича, длительное нахождение этой
территории под управлением временной администрации ООН, исчерпание
других возможностей прекращения кровопролития. Ничего даже и отдаленно
подобного в Крыму не было.
И ещё одно напоминание: Россия не только не признала независимость
Косова, но и неоднократно заявляла, что декларация о его независимости
противоречит международному праву, которое «не позволяет Косово
объявить независимость, поскольку население Косова не пользуется правом
на самоопределение». И что не кто иной, как Президент РФ заявлял, что
«одностороннее объявление независимости Косово нарушило бы принципы
международного права».
Стоит сравнить: инициатор отделения Косово – бывший президент
Финляндии Мартти Ахтисаари получил за это Нобелевскую премию мира.
Инициатор захвата Крыма – Президент РФ получил для своей страны целую
порцию международных санкций.
Прошло два года после начала оккупации Крыма. Двухлетние итоги
таковы: стоимость жизни для крымчан значительно выросла, их социальное
положение ухудшилось – во многом из-за резкого сокращения числа
отдыхающих в частном секторе. Прекращены поставки товаров из Украины и
передвижение грузового автотранспорта. Украина больше не поставляет
электроэнергию на полуостров – из-за отказа РФ подписать
соответствующий контракт. Нарушено водоснабжение Крыма, сельскому
хозяйству грозят огромные потери. По данным Минэкономразвития РФ, в
2015 году самая высокая инфляция среди российских регионов
зафиксирована в Крыму: на оккупированном полуострове инфляция
составила 26,4% по сравнению с 12,9% в целом по России. Жители Крыма
оказались в некой «резервации» – вынужденные под давлением оккупантов
получить российское гражданство, они потеряли возможность выезда в
Шенгенскую зону, США, Канаду и Великобританию, посольства которых
принимают заявку на визу только по украинскому паспорту.
Альтернативой этим негативным моментам стала ускоренная
милитаризация полуострова – его превращение в гигантскую военную базу, а
также наводнение улиц городов и посёлков портретами В.Путина.
Упрёки в адрес Украины в «геноциде» крымского населения –
юридически несостоятельны: согласно международному праву
ответственность за положение граждан на оккупированной территории несёт
исключительно оккупационная власть.
Что дальше? Президент Украины П.Порошенко заявил о планах по
созданию международного механизма по деоккупации Крыма. С этой целью
будут задействован потенциал нынешней антироссийской коалиции,
возможности непостоянного членства Украины в Совете Безопасности ООН
в течение 2016-2017 гг., а также формат государств-подписантов
Будапештского меморандума. Способ деоккупации – исключительно
мирный, политико-дипломатический. Граждане РФ, особенно российские
элиты должны осознать, что продолжение оккупации Крыма – экономически
невыгодно и ведёт РФ по пути обретения статуса страны-изгоя.
Недавно один росийский политик, называющий себя оппозиционером,
предложил провести в Крыму повторый референдум – уже под
международным наблюдением. На эту идею отреагировал видный
российский экономист А.Илларионов, позицию которого я полностью
разделяю: «В любых человеческих культурах не принято интересоваться
мнением вора, кому именно должен принадлежать кошелек, вытащенный
им из кармана жертвы. Вор должен вернуть похищенное его собственнику
без каких-либо условий. И это вопрос собственника,
исключительно собственника, и никого, кроме собственника, — что после
возврата похищенного кошелька он посчитает нужным с ним делать».