Посольство Украины в Республике Казахстан

Киев 01:27

Казахстанские ученые, культурные и общественные деятели об акыне Тарази

ЕЛЕУКЕНОВ Шериаздан,

доктор филологических наук, профессор

 

Слово об акыне Тарази

Кому довелось хотя бы раз поездить по Мангистау, того долго не покидает необыкновенное чувство, будто побывал в стране доселе неизведанной. Вновь открываемой. Один вид посреди суровой и выжженной земли городищ-усыпальниц, купола которых напоминают островерхие сакские шапки, подземные мечети, лабиринты переходов, украшенные уникальными орнаментами, батальными и охотничьими сценами, ввергает путника в атмосферу сказочности и мечтательности. В душе рождается какая-то светлая ностальгия по старине, пусть и не так уж далекой от нас во времени. Такой, как форт Шевченко. Архаичное слово «форт» напоминает, что некогда этот поселок был укреплением в системе российских крепостных сооружений. В те времена он носил название Новопетровск.

Тарас Григорьевич или как его называем мы, казахи, акын Тарази, прибыл сюда тридцатишестилетним многое повидавшим солдатом. Если точно – 17 октября 1850 года. После Аральской двухгодичной экспедиции он был снова арестован и сослан за нарушение высочайшего запрета писать и рисовать.

С тех пор прошло почти полтора столетия (статья написана в 1997 году – Л.Ясинский). Время сгладило многое. Теперь почему-то не особенно хочется рассуждать на тему, как было тяжко на чужбине, как он проходил солдатчину, которая была хуже тюрьмы. Нас более интересует вопрос: каким же образом в этих адских условиях удавалось ему оставаться самим собою – поэтом и художником. Откуда черпал силы и вдохновение этот человек с трагически опущенными книзу усами и большой головой?

С чувством священного трепета обходишь места, где жил он и творил. И все хочется узнать до деталей, будь то иссохшая под ногами земля, по которой в вечернюю прохладу в раздумьях отмеривал шаги поэт; старое дерево со скудными игольчатыми листьями, покрытыми сизым налетом, тебе что-то шепнет на ухо, ответит на твой немой вопрос.

Казахские поэты не раз воспевали эту вербу. Описывал её в своей статье, посвященной Шевченко, наш выдающийся писатель Габит Мусрепов. Где-то в глубине приаральских просторов, у степного ручья стоит раскидистый тополь. Местные жители – казахи – считают его «Эулие агаш» – «Священным деревом». Шевченко-художник запечатлел его в акварели «Одинокое дерево». А очутившись в Мангистау, сам посадил вербу. С параллели между изображенным одиноким деревом и тем, что потом назвали «Шевченковским деревом», и начинает казахский писатель свое слово о великом Тарази.

Видимо, объем газетной статьи не позволил Мусрепову продолжить рассказ об одиноком священном дереве, – ведь Шевченко об этом писал и в повести «Близнецы». Насколько глубоко образ священного дерева вкоренился в сердце поэта, можно судить по тому, что он создает один из своих шедевров «Топор был за дверью у господа Бога».

И топором нетронуто,

И божьим пожаром,

И шепчется с долиною

О времени старом.

И кайсаки почитают

Дерево святое,

Любоваться приезжают

Зеленой листвою,

И молятся под деревом,

Его умоляя,

Чтобы поросли пустило

В их убогом крае.

Очеркист-исследователь писал, что Шевченко сажал дерево и рыл колодец в Мангистау, чтобы скрасить томительно убывающее время. Судя по только что прочитанному стихотворению, очеркист скорее всего недооценил замысел Тарази. Одинокое дерево дорого для него как символ героя, устоявшего перед превратностями времени. Оно напоминало его собственную судьбу, которая не казалась ему роковой, несмотря на тяжкие испытания.

Древнее восточное поверье гласит, что тот достоин жизни, кто посадил дерево или выкопал колодец. Шевченко осуществил и то, и другое, – у нас, в Казахстане.

Он еще построил землянку для укрытия от полуденного зноя. Местные жители берегут ее, воссоздав всю обстановку того времени. Спустившись в землянку, я убедился, что здесь поэт не только находил отдохновение. В ней есть всё, чтобы украдкой записывать неожиданного исторгнувшиеся из глубин сердца строки, внести последние штрихи в то, что было нарисовано природой. А еще погрузиться в бесконечные думы. Думы не только о себе и своём народе, а ещё – окружающих его степняках.

Его последний прижизненный поэтический сборник «Кобзарь», выпущенный в Санкт-Петербурге в 1860 году после возвращения из ссылки так и начинается со строк:

Думи мої, думи мої,

Лихо мені з вами!

Нащо стали на папері

Сумними рядами?

Чом вас вітер не розвіяв

В степу як пилину?..

Ветер не развеял по степи думы Шевченко потому, что они не были легковесными, схожими с пылинками. Его творческая фантазия, отличающаяся своей впечатляющей и покоряющей неистощимостью, работала неустанно, создав большое количество стихотворных произведений, повестей, а также около 450 единиц изобразительной продукции, из которых 350 картин были посвящены жизни и труду казахского народа.

Петербург был поражен и качеством этих работ. Если его выступления на литературных чтениях пользовались неизменным успехом, то художники восхищенно отзывались о нем как о славянском Рембрандте. В 1860 году Российская Академия художеств присвоила ему звание академика.

Шевченко сотворил чудо и в том смысле, что в его лице казахи обрели своего художника, народного глашатая и заступника, который перед лицом всего мира рассказывал правду о жизни, быте и природе малоизвестного колониального края, о мытарствах угнетаемых и гонимых. Пожалуй, ни один художник ещё не смог выразить столь гениально национальный гнет в сплетении с социальным, как это сделал Тарас Шевченко в полотне «Байгуши перед окном». Мощный кулак, грозящий из окна чиновничьего дома, двуглавый орел на крепостной стене, казахские мальчики-оборванцы, просящие подаяние, – этот эпизод настолько объёмен и содержателен, что читается как символ целой эпохи.

Тот же имперский кулак висел тогда над Кавказом, где мюриды имама Шамиля бились успешно (и безуспешно) с регулярной царской армией. Собственно, Шевченко ещё и потому очутился в 1847 году в казахских степях, что сочинил поэмы «Кавказ» и «Сон».

У всякого своя доля

И свой путь широкий:

Этот строит, тот ломает,

Этот жадным оком

Высматривает повсюду

Землю, чтобы силой

Заграбастать и с собою

Утащить в могилу.

Со схожей ситуацией столкнулся опальный поэт и на новом месте, услышав сразу же по прибытии весть о печальном конце предводителя национально-освободительного движения 1837-1847 годов в Казахстане хана Кенесары, которому отрубили голову и увезли в Петербург, где она была выставлена в качестве музейного экспоната.

Не может быть свободным народ, угнетающий другие народы, – примерно так, наверное, надо истолковать знаменитую шевченковскую серию «Притча о блудном сыне» – изображение распутной жизни молодого человека, испорченного средой и неправильным воспитанием. В серию входит рисунок «Наказание шпицрутенами». Это жуткая правда о солдатчине и бесчеловечности эпохи Николая I.

Здесь, и в некоторых других рисунках изображен и автопортрет. Поэт как бы объявляет себя свидетелем беззаконий и произвола. В картине «Казахский мальчик играет с кошкой» поодаль сидит и сам художник, наблюдая за развлечением своего маленького друга. Поэт в глубоком раздумье: нужда качала колыбель этого мальчика, как-то сложится его судьба, когда она бросит его в круговорот  мира?

Именно этот пафос солидарности с обездоленными и обделенными вызвал у многих поколений казахских литераторов ответные чувства благодарности и признательности украинскому собрату, что выразилось, например, в издании в разные годы четырех полновесных сборников Тараса Шевченко в переводе на казахский язык, книги о жизни и творческой деятельности поэта. Особо следует сказать о красочном альбоме «Щедрость души», изданном в 1982 году. Как ветеран казахстанского книгоиздательства я вспоминаю, что мы тогда придумали для альбома пусть не оригинальный, но точный заголовок. 350 картин о казахах – такого масштаба дара Казахстану ни один из представителей других народов не делал. Лишь щедрая душа Шевченко дала нам возможность лицезреть XIX век Казахстана в портретах живых людей. И он один, если не считать отдельные наброски нашего Чокана Валиханова, оставил нам в наследство столь неповторимый художественный документ.

У нас – по мятежному духу – Шевченко сравнивают с поэтом-воином Махамбетом, по богатству лирической палитры – с Абаем. С Шевченко сверяют свои поэтические часы современные поэты. Мои соотечественники – украинские друзья-казахстанцы знают, что «Заповіт» на казахский язык блестяще перевел наш большой поэт Абдильда Тажибаев.

Дорог и любим образ Тараса Шевченко в новой вольной семье нашей страны. Его песни поют казахи, русские, представители других национальностей на чисто украинском шевченковском языке: «Реве та стогне Дніпр широкий,//Сердитий вітер завива».

Судьба вытолкнула его из лона крепостных крестьян, одарила счастьем свободной личности, снова ввергла в пропасть лишений и невзгод. Он превозмог всё. Он показал на деле, как надо одолевать суггестивную власть имперской тирании. Шевченко совершенно невозможно представить придавленным, растерянным. Эта несгибаемость, чистота, высокий дух сообщили его искусству, его судьбе характер полной независимости. Поэтому им гордятся не только в Украине. Никто, кроме Шевченко, не смог стать одновременно и кобзарем, и акыном Тарази, и русским Рембрандтом. Могучий межнациональный размах творчества, его непостижимая глубина и совершенство делают такие натуры гордостью всего человечества. И в их числе – великий сын украинского народа Тарас Шевченко.

 

(«Казахстанская правда»,

22 мая 1997 года)

 

* * *

 

Кабульдинов Зиябек Ермуханович,

директор научного центра «Евразия»,

доктор исторических наук, профессор

Евразийского национального университета

имени Л.Н.Гумилева

 

Формирование украинской диаспоры в Казахстане в новое время и роль Т.Г.Шевченко в развитии культуры и искусства края

 

В XVIII – начале XX веков коренные жители Казахстана продолжали составлять абсолютное большинство населения края. Так, в 1897 году в Казахстане проживало 4147,7 тысячи человек, из них около 80% – казахи. Остальную часть жителей составляли представители казачьего и переселенческого крестьянского населения, а также уйгуры, дунгане, узбеки, украинцы и другие этнические группы. Значительная часть русских, украинских, мордовских, польских, немецких, уйгурских и дунганских переселенцев и представителей других народов оказалась в Казахстане в последней четверти XIX – начале XX веков.

В Северном и Северо-Восточном Казахстане шло неуклонное увеличение численности переселенческого крестьянства. Крестьянское переселение в Казахстан сопровождалось массовым изъятием наиболее плодородных земель у казахского населения. В то же время активно шел процесс взаимовлияния и взаимообогащения культур представителей разных этнических групп.

Первые группы украинцев, которых в царское время называли малороссами, появились на территории Казахстана во второй половине XVIII века. Это были в основном участники национально-освободительных движений, сосланные на территорию края за свои убеждения и политические взгляды, за горячее стремление к свободе и независимости.

Значительные группы украинцев появились на территории казахских степей на рубеже XIX-XX веков в период массового переселения крестьян из европейской части Российской империи. IIереселенцы прибывали, главным образом, из Полтавской, Харьковской, Таврической, Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерний.

Основным хозяйственным занятием украинцев было земледелие. К примеру, одним из известных хлеборобов края был украинский крестьянин из села Запорожское Кийминской волости Атбасарского уезда Акмолинской области Василий Марченко. В 1913 году в России отмечалось трехсотлетие правящей династии Романовых. И для образцовых хозяйств были учреждены премии. Из Акмолинской области эту премию получил В.Марченко. С целью сохранения плодородия земли он ввел десятипольный севооборот. Выписывал сельскохозяйственные журналы «Сельский вестник» и «Хлебороб». Использовал новейшие для того времени сельхозмашины. Занимался улучшением пород домашнего скота.

Несмотря на колониальный характер переселенческой политики царизма, между украинцами и местным населением было много случаев складывания дружественных, а то и родственных отношений. Так, за участие в демонстрации 1905 года из Киева был выслан в Акмолинский уезд Афанасий Латута. Он был усыновлен казахом Жоламаном, получив новое имя и фамилию Жакупа Жоламанова. Впоследствии он стал одним из лидеров 30-тысячного повстанческого движения казахов против колониальной политики царизма в 1916 году в Акмолинском Приишимье.

По переписи населения 1897 года в Казахстане проживало 86,7 тысячи украинцев. Удельный вес украинского населения составил почти 2% от всего населения края. Значительные группы украинцев расселились в Акмолинской области (51,1%). Основную часть украинцев составляли крестьяне (87%). Некоторые из них входили в сословие мещан (7%). Около 5% украинцев были представлены в российском казачестве.

Селились украинцы, в основном, изолированно от русских крестьян: «Малороссы (Харьковской, Полтавской, Киевской и других губерний) поселились за последние годы главным образом в южных степных уездах Акмолинском и Атбасарском. Их деревни можно сразу узнать по белым саманным (сырцового кирпича) хатам с соломенными крышами... С великоруссами селятся они только в крайности, предпочитая отдельные поселения...» [1, с.198-199].

В XIX-начале XX веков заметно активизировалось научное изучение Казахстана. Исследованием Казахстана занимались представители передовой русской интеллигенции, ссыльные, а также образованные представители казахского общества. Свои исследования оставили и иностранцы: англичане, немцы и французы. Не остались в стороне и украинцы.

Среди них особое место занимает выдающийся сын украинского народа – Тарас Григорьевич Шевченко. Ввиду того, что эта поистине выдающаяся личность занимает особое место в истории казахского народа, то нами, авторами школьного учебника за 8-й класс по истории Казахстана в 2012 году накануне 200-летия со дня его рождения был включен материал об этой неповторимой личности с фотографией. Теперь его ежегодно читают и изучают около 300 тысяч школьников Казахстана, обучающихся в 8 классе общеобразовательных школ [2]. Этот материал систематизирован и представлен отдельным разделом, посвященным Великому Кобзарю.

Учебник успешно прошел несколько презентаций в разных аудиториях, особенно высоко оценен был этот труд и участниками Шевченковских чтений. Ниже представлен данный раздел учебника.

 * * *

В период с 1847 по 1857 годы на территории Младшего жуза отбывал ссылку великий украинский поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко. Он оказался в Казахстане не по своей воле: был сослан из Украины бессрочно по повелению российского царя Николая I. Основной причиной ссылки стали вольнолюбивые стихотворения Т.Шевченко. В своих произведениях он высказывал мысль и горячее желание об обретении украинским народом свободы и независимости. В 1847 году в 33-летнем возрасте он был отдан в солдаты в отдельный Оренбургский корпус. Великий украинский поэт, талантливый художник стал политическим ссыльным и обычным солдатом Российской империи. Ему было запрещено даже рисовать. Солдатскую службу проходил в Оренбурге, Орске, на полуострове Мангыстау в Новопетровском укреплении. Между Т.Шевченко и казахами установились теплые дружеские отношения.

Царское правительство категорически запретило ему писать о казахах. Несмотря на этот запрет Т.Шевченко создал повесть «Варнак», в которой ему удалось описать нелегкую жизнь казахов. Впоследствии Т.Шевченко написал повесть «Близнецы», в которой это направление получило дальнейшее развитие. Все свои творения Т.Шевченко тайком записывал в маленькие, сделанные им самим книжечки и прятал их в голенище сапога. В них вошло около 120-ти произведений. Это автобиографические, философские и исторические стихотворения, лирика с образами украинской и казахской природы. Так, в своем стихотворении «Мои думы» он описывал жизнь простых казахов. В своих произведениях он осуждал крепостничество, своеволие помещиков, российскую военщину и выражал сочувствие обездоленным.

Тяжелой жизни казахской бедноты Т.Шевченко посвятил большинство своих картин и зарисовок. После себя он оставил такие картины, как «Пастух», «Киргиз на коне», «Над степью», «Буран», «Нищенствующие», где представлена жизнь обедневших степняков. В изобразительном наследии Шевченко насчитывается около 450-ти работ, из которых примерно 350 посвящены Казахстану, его природе, жизни и быту его жителей.

Поэт пользовался огромным уважением среди местного населения. Казахи называли его уважительно «акын-Тарази» (поэт Тарас). Близко общаясь с местным казахским населением, Т.Шевченко находил много общего в исторических судьбах казахского и украинского народов.

Т.Г.Шевченко навсегда остался в памяти казахского народа как лучший пример уважительного отношения украинского народа к казахам, как истинное выражение дружбы двух братских и многострадальных народов.

 Список использованной литературы:

1. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Под ред. П.П.Семенова. Киргизский край. - С.-Петербург, 1903.- Т. XVIII.

2. Кабульдинов З.Е., Каипаева А. История Казахстана. - Алматы: Атамура, 2012.- 346 с.