Портал в режиме тестирования и наполнения
Информационная справка (Briefing note) относительно гарантий суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности территории и нерушимости границ Украины
28 февраля 2014 09:00

Территориальная целостность Украины, неприкосновенность ее территории и нерушимость ее границ гарантирована положениями ряда международно-правовых актов как многостороннего, так и двустороннего характера. Некоторые из них содержат общий запрет применения силы или угрозы силой, закрепляют принцип уважения территориальной целостности и нерушимости государственных границ, содержат предписание относительно решения международных споров исключительно мирными средствами. Другие же касаются непосредственно обеспечения территориальной целостности, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.   

І. Устав Организации Объединенных Наций

Устав ООН (подписан 26 июня 1945 года, вступил в силу 24 октября 1945 года) закрепил принцип запрещения применения силы или угрозы силой. Пункт 4 статьи 2 этого основополагающего международно-правового акта установил, что: «Все члены ООН воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций».

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой возлагает на субъектов международного права такие обязательства: 1) воздерживаться от применения силы (прямой или косвенной); 2) воздерживаться от угрозы силой; 3) воздерживаться от любых действий, которые являются проявлением силы с целью заставить другое государство отказаться от полного осуществления его суверенных прав; 4) отказаться от актов репрессии с помощью силы; 5) отказаться от применения силы или угрозы силой как способа урегулирования споров.

Таким образом, Устав ООН установил и принцип территориальной целостности государств, ведь, сила или угроза силой не может применяться именно против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

 Принцип территориальной целостности государств возлагает обязательства воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, относительно: 1 ) территориальной целостности; 2) политической независимости; 3) единства любого государства; 4) действий, которые представляют собой применения силы или угрозы ею; 5) присвоение территории прямо или косвенно, применяя силу в нарушении международного права.

В Уставе ООН также нашел универсальное закрепление принцип мирного урегулирования споров. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».

Сегодня принцип мирного урегулирования споров возлагает на субъектов международного права такие обязательства: 1) решать все свои споры, разногласия исключительно мирными средствами; 2 ) регулировать споры в кратчайший срок; 3) не останавливать процесс мирного урегулирования и поиска взаимоприемлемых решений; 4) использовать признанные в международном праве мирные средства (переговоры, расследование, посредничество, арбитраж, судебное расследование, другие средства по своему выбору, согласованные до возникновения спора; 5) воздерживаться от ультимативности; 6) воздерживаться от любых действий, которые могут углубить спор; 7) учитывать интересы другой стороны-участника спора; 8 ) выполнять принятое в согласованном порядке решения.

 II. Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств в соответствии с Уставом ООН» 1970 года.

1.     Касательно принципа запрещения применения силы или угрозы силой

«Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимыми с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций; они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем.

Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ второго государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ.»

2 . Касательно принципа мирного урегулирования споров

«Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут обострить положение настолько, что будет поставлено под угрозу поддержания международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций.»

3. Касательно принципа невмешательства во внутренние дела

 «Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела любого другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.»

III. Другие акты ООН

К важным актам ООН по этой проблематике относятся:

- Декларация ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, о сохранении их независимости и суверенитета 1965 года;

- Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1982 года;

- Декларация «Об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях», 1987 года;

- резолюция ГА ООН 1974 г. «Об определении агрессии» и другие.

В своей резолюции №3314 (ХХIХ) от 14.12.1974 года Генеральная Ассамблея ООН обратила внимание Совета Безопасности ООН на определение агрессии, которым рекомендовано руководствоваться при установлении в соответствии с Уставом ООН наличия акта агрессии. Среди прочего, под определение агрессии подпадает:

- вторжение или нападение на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства;

- блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

- применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства на основании согласования с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных соглашением, или любое продолжение их пребывания на такой территории по окончании действия соглашения. 

Следует подчеркнуть, что в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Приложения к упомянутой выше резолюции устанавливается, что ни одно территориальное приобретение или особая выгода, полученная в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законным.

IV. Акты Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ/ОБСЕ)

1. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

В «Декларации принципов, которыми будут руководствоваться государства-участники во взаимных отношениях» Заключительного Акта, подписанном главами 35 государств-участников, зафиксировано десять основополагающих принципов межгосударственных отношений. В частности, к ним относятся:

1) Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету. Государства-участники должны обеспечивать взаимное уважение к суверенному равенству и своеобразию, права каждого государства на юридическое равенство, территориальную целостность, свободу, политическую независимость. Признана возможность изменения границ в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности.

2) Неприменение силы или угрозы силой. Государства-участники должны воздерживаться от нарушения территориальной целостности или политической независимости любого государства путем применения силы или угрозы силой или в любой другой способ, противоречит целям ООН.

3) Незыблемость границ. Государства-участники признали нерушимыми все границы друг друга, как и границы всех европейских государств, и обязались воздерживаться от любых посягательств на них. В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. государства-участники признали, что они «рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, а потому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

4) Территориальная целостность государств. Провозглашено обязательство воздерживаться от любых действий, противоречащих Уставу ООН и направленных против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника.

В ст. ІV Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года указано, что участники «будут уважать территориальную целостность друг друга ... Государства-участники будут также воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушении международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение таким образом не будут признаны законными».

5) Мирное урегулирование споров. Государства-участники должны решать споры между собой мирными средствами, не ставя под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Провозглашено их право свободно выбирать мирные средства урегулирования конфликтов.

6) Невмешательство во внутренние дела. Государства-участники будут воздерживаться от прямого или косвенного, индивидуального или коллективного вмешательства во внутренние или внешние дела друг друга. Они также отказались от оказания прямой или косвенной помощи террористической, подрывной или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режима другого государства-участника.

2. Другие акты СБСЕ/ОБСЕ

К важным актам СБСЕ/ОБСЕ по этой проблематике относятся:

- Итоговый документ Мадридской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1983 г.;

- Итоговый документ Венской встречи СБСЕ 1989 года;

- Парижская хартия для новой Европы 1990 года;

- Итоговый документ Совещания СБСЕ в Валетте, 1991 года и т.д.

 V. Акты Содружества Независимых Государств (СНГ)

8 декабря 1991 года было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Беловежское соглашение). 10 декабря 1991 года соглашение было ратифицировано Верховными советами Украины и Белоруссии, 12 декабря - парламентом России.

Преамбула этого международно-правового акта указывает на то, что Высокие Договаривающиеся Стороны намерены «…развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права…».

В соответствии со статьей 5 этого соглашения «Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества…»

VІ. Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия

5 декабря 1994 года был подписан между Украиной, США, РФ и Великобританией Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия или Будапештский меморандум. КНР и Франция также подтвердили предоставление своих гарантий безопасности Украине. Согласно этому документу, в обмен на присоединение Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия как государства, не обладающего ядерным оружием, и удаление с территории имеющихся ядерных вооружений, Украина получила гарантии своего суверенитета и безопасности, которые состоят в следующем:

1) РФ, Великобритания и США подтверждают Украине свои обязательства в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины;

2) они подтверждают обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины, и никакие их вооружения никогда не будут использоваться против Украины, кроме целей самообороны или иным образом в соответствии с Уставом ООН;

3) эти государства подтверждают Украине свои обязательства в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ воздерживаться от экономического давления, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода;

4) страны-гаранты подтверждают свои обязательства добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН по оказанию помощи Украине как государству-участнику Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, в случае если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с использованием ядерного оружия;

5) гаранты подтверждают касательно Украины свои обязательства не применять ядерное оружие против любого государства-участника Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае нападения на них, их территории или зависимые территории, на их вооруженные силы или их союзников со стороны такого государства вместе с государством, обладающим ядерным оружием или связанным с ним союзным соглашением;

6) РФ, Великобритания, США и Украина будут консультироваться в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств.

В Декларации Франции от 5 декабря 1994 года, подписанном Президентом Франции, содержится обязательство о гарантиях безопасности Украине со стороны Франции, а также подтверждаются обязательства французской стороны уважать независимость и суверенитет Украины в пределах ее нынешних границ в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ и Парижской хартии для новой Европы.

В Заявлении Правительства Китайской Народной Республики от 5 декабря 1994 года подтверждаются гарантии безопасности нашего государства, зафиксированные в Будапештском меморандуме. Аналогичное обязательство закреплено в Совместном заявлении президентов Украины и США от 12 апреля 2010 года и подтверждено в Хартии Украина - США о стратегическом партнерстве от 19 декабря 2008 года.

Таким образом, подтверждение гарантий безопасности Украины зафиксированы в Будапештском меморандуме от 5 декабря 1994 года со стороны стран-подписантов РФ, США, Великобритании, а также, Совместном заявлении РФ и США от 04.12.2009 года, Совместном заявлении Президентов Украины и США от 12.04.2010 г.; ответе премьер-министра Великобритании в формате письма-ответа на письмо Президента Украины от 05.01.2010 г., ноте Посольства Китайской Народной Республики в Украине от 15.12.2009 г. и Совместном заявлении Украины и КНР от 02.09.2010 г., в которых подтверждены гарантии безопасности Украины как безъядерной стране.

VІІ. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией

31 мая 1997 года был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, вступил в силу 1 апреля 1999 года.

В преамбуле этого документа, Украина и Россия подтвердили «свою приверженность нормам международного права, прежде всего целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, следуя обязательствам, взятых в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе».

 В соответствии со статьей 2 Договора стороны обязались в соответствии с положениями Устава ООН и обязательств в соответствии к Заключительному акту СБСЕ уважать территориальную целостность друг друга и подтвердили нерушимость существующих между ними границ.

В статье 3 они четко зафиксировали свое намерение строить «отношения друг с другом на основе принципов взаимного уважения суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, права народов свободно распоряжаться своей судьбой, невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения взятых международных обязательств, а также других общепризнанных норм международного права».

Согласно статье 4 Договора стороны обязались прилагать усилия к тому, чтобы урегулирование всех спорных проблем осуществлялось исключительно мирными средствами, и сотрудничать в предотвращении и урегулировании конфликтов и ситуаций, затрагивающих их интересы.

С этой целью, в соответствии с положениями статьи 7 Договора, «в случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, создает угрозу миру, нарушает мир или затрагивает интересы ее национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности, она может обратиться к другой высокой Договаривающейся Стороне с предложением безотлагательно провести соответствующие консультации. Стороны обмениваются соответствующей информацией и при необходимmargin-bottom: 6.0pt; text-align: justify; text-justify: inter-ideograph; text-indent: 35.45pt; mso-line-height-alt: .9pt; background: white;mso-bidi-font-weight: normal;К важным актам СБСЕ/ОБСЕ по этой проблематике относятся:ости совершают согласованные или совместные мероприятия с целью преодоления такой ситуации».

Согласно части второй статьи 10 Договора «каждая из Сторон защищает в установленном порядке права своих граждан, проживающих на территории другой Стороны, в соответствии с обязательствами по документам ОБСЕ и других общепризнанных принципов и норм международного права, договоренностей в рамках СНГ, участниками которых они есть». То есть речь идет о том, что даже защищая права своих граждан на территории одной из договаривающихся сторон, другая сторона должна уважать ее территориальную целостность и нерушимость границ.   

Outdated Browser
Для комфортної роботи в Мережі потрібен сучасний браузер. Тут можна знайти останні версії.
Outdated Browser
Цей сайт призначений для комп'ютерів, але
ви можете вільно користуватися ним.
67.15%
людей використовує
цей браузер
Google Chrome
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
9.6%
людей використовує
цей браузер
Mozilla Firefox
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
4.5%
людей використовує
цей браузер
Microsoft Edge
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
3.15%
людей використовує
цей браузер
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux